Равновесие сторон

Консолидация поможет в отстаивании интересов страхового рынка, а также в сдерживании наступления госорганов на интересы частного бизнеса – такое мнение высказали участники рынка в ходе круглого стола, организованного журналом «МайбутнЄ», на тему «Эволюция страхового рынка: менеджмент, лобби, инфраструктура». Ярким примером периода динамичного развития рынка страховщики считают 90‑е и начало 2000‑х, когда только формировалась страховая среда, принимались базовые законы и у государства с рынком был открытый диалог. Мы говорили о 25‑летнем рубеже в истории рынка, о страховом лобби и его эффективности, а также о том, как уравновесить интересы сторон

7  Александр Филонюк, президент ЛСОУ

Часто мы слышим, что не принимаются какие‑то решения, что не все приглашаются к диалогу, не рассматриваются нужные законодательные акты… Процесс лоббирования сложен, важно достичь не только определенных условий для рынка, но и нередко заниматься защитой интересов бизнеса в разрезе сдерживания деятельности властных структур. Без этого будут приниматься решения, не отвечающие интересам страховой отрасли и потребителей.

В истории страхового рынка были примеры попыток создания госкомпаний и монополии при поддержке государства. Один из последних – когда в конце прошлого года на заседании общественного совета НБУ рассматривался вопрос создания государственной страховой компании в сфере страхования жизни. Но Лига страховых организаций Украины предприняла ответные шаги и не позволила, чтобы этот процесс развивался дальше.

Сегодня мы говорим о важной вехе в жизни страхового рынка. И мне хочется сказать, что ЛСОУ стояла у истоков рынка, когда других лоббистов не было. Тогда были приняты основополагающие законы, нормативные акты, многие из которых действуют до сегодняшнего дня. Конечно, рынок рос и менялся, развивались такие ключевые сегменты страхования, как ОСАГО, КАСКО, ДМС, страхование жизни и имущества, сельскохозяйственное страхование и многие другие важные профильные виды. И мы видели, что в те или иные периоды у тех или иных страховых групп возникали соблазны для продвижения своих интересов. Как пример, ценовой демпинг в тендерных конкурсах – когда сами же страховые компании наносили себе и рынку непоправимый вред. Поэтому, порой стоит задуматься, каково было участие страховщиков в те или иные периоды развития страхования в Украине, и всегда ли было влияние государства на этот рынок таким пагубным. На рынке существует и проблема с доверием потребителя, и опять же вопрос: виновато ли в этом государство?

Последние события доказали, насколько важно консолидировать усилия и включаться в решение проблем непосредственно участникам рынка. К примеру, длящаяся более 10 лет работа по лоббированию и принятию очень важной для страховщиков и потребителей страховых услуг новой редакции Закона Украины ≪«О страховании». Это постоянная работа в экспертных группах, участие в заседаниях Комитетов Верховной Рады Украины, правительства и профильных министерств; организация и проведение общественных слушаний; формирование мнения через интервью в СМИ и др. Истина победит, когда страховой рынок консолидируется, будет отстаивать свои интересы сообща.

Сегодня на государственном уровне нам нужно правительство технократов‑профессионалов. Без этого мы будем наблюдать лоббирование интересов отдельных ФПГ, но не интересов бизнеса. Шансы на успех и перемены есть – в Регуляторе сегодня работают профессиональные финансисты и юристы, которые понимают потребности страховой отрасли. Поэтому хочется еще раз сделать акцент на том, что нам необходима консолидация, участие всех ключевых игроков в лоббировании интересов страхового бизнеса (каждый на своем уровне) и стратегическое видение для продвижения важных для развития страхового рынка Украины решений.

61  Андрей Перетяжко, президент УФС

Многое зависит от нас, не только от депутатов, политиков и надзора. Если спросить у руководителей СК, какие три важнейших изменения в проекте нового Закона «О страховании», многие страховщики из топ‑­10 не ответят на этот вопрос. Так что вовлеченность в тему отстаивания интересов рынка действительно низкая. Также огромная проблема не в самом принятии законов, а в их подготовке и процессе лоббирования. Мы должны делать презентации, показывать международный опыт, подкреплять свои выступления кейсами, а потом на простых примерах пояснять депутатам, как это должно работать. После этого надо писать техническое задание для юриста, и уже дальше – вопрос юридического оформления в законопроект. Для того, чтобы все это делать и достигать цели, нужно быть вместе, иметь единую позицию. А пока что много сил уходит впустую. Хотя можно понять депутатов, которые не голосуют за законы о страховании и банковской деятельности – очень часто они просто не понимают их, не знают, как это реально повлияет на потребителя, избирателя.

Мы не результативно лоббируем свои финансовые интересы. Чтобы лоббирование было эффективным, необходимо, чтобы топ­‑менеджер страховой компании раз в неделю уделял один час обсуждению вопросов развития рынка. То есть сегодня важна консолидация усилий всех рыночных игроков – раз; серьезная работа рынка над вариантами решений, которая базировалась бы на глубокой аналитике и лучших мировых практиках – два; и профессиональная коммуникация с властью, правительством, надзором и парламентариями в разрезе принимаемых решений – три. А то, что эффективность страхового лобби была выше в первое десятилетие существования рынка, это правда. Тогда это было возможно благодаря меньшей коммерциализации политики, большей вовлеченности Минфина и надзорного органа, была поддержка рынка.

Хотя последняя неделя марта этого года оказалась очень насыщенной долгожданными событиями, которые также могут говорить и в пользу лобби, и в пользу эффективности законо­творчества. Так, была в первом чтении проголосована новая редакция Закона «О страховании» и Закона «О защите потребителей финансовых услуг», в этот же день на общем собрании Моторного бюро более 50 СК пришли к компромиссу. Члены Моторного бюро поддержали курс на дальнейшую реализацию дорожной карты (принятой в 2014 году), изменений рынка ОСАГО и МТСБУ как саморегулируемой организации. В этом году запустится первый этап прямого урегулирования и электронного полиса. А качество выплат продолжит улучшаться. Если законодатели и регулятор поддержат, в следующем году рынок может ожидать настоящий прорыв. И это в первую очередь почувствует НАШ КЛИЕНТ. А это 7 млн. автовладельцев в Украине.

залетов1  Александр Залетов, член НФУ

По итогам 2015 года рынок близок к 30 млрд. грн. валовых платежей. На 10 млрд. грн. снизились показатели активов СК, что говорит о начале процесса их переоценки. У нас есть компании‑миллиардеры по объему премий, что добавляет им веса в лоббировании инициатив. Но есть и ложка дегтя. За 10 лет моторное страхование в валютном эквиваленте не только не увеличилось в объемах, а наоборот. Если проанализировать суммарные объемы КАСКО, «Зеленой карты», ОСАГО, ДСАГО, то сегодня они находятся на уровне 2005 года. Рынок сужается и на фоне 300 компаний, которые имеют лицензии на КАСКО, и более 50 страховщиков, которые работают в «автогражданке», – суммарный объем составляет $340 млн. Мы наблюдаем и будем в дальнейшем наблюдать пожирание компаниями друг друга, поскольку расширения рынка в ближайшие годы не предвидится. Второй драйвер роста, который привлекал инвесторов, – это страхование жизни и медицинское страхование. Сегодня мы и в этом сегменте вернулись также в 2005 год по объемам страхования ($230 млн.). Доходы от финансовой деятельности тоже незначительные – $80 млн. по итогам 2015 года, что в 4 раза меньше, чем в 2008 году. При этом увеличиваются налоговые поступления от страхового рынка. За прошлый год компании перечислили на 150 млн. грн. больше налогов.

По моим оценкам, процесс восстановления рынка по моторному и личному страхованию затянется на пятилетку, а может, и больше. Многие инвесторы будут считать деньги и оценивать, надо ли здесь оставаться и вкладывать деньги в этот рынок. Важно, учитывая падающий тренд, принять законопроекты, направленные на развитие рынка (ОМС, пенсионная реформа, электронный полис, агрострахование и т. д.). Важным является введение налоговых стимулов для развития долгосрочного страхования жизни, страхования дополнительной пенсии, добровольного медицинского страхования, функционирования личных инвестиционных и личных пенсионных счетов.

Требуют особого внимания страхового сообщества: приведение норм по гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовому обеспечению в соответствие с требованиями международных конвенций; усовершенствование страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой на основе нового Аграрного страхового пула, а также приведение страхового законодательства по вопросам страхового посредничества в соответствие с требованиями соответствующей Директивы ЕС.

Дмитрий Грицута, председатель правления СК «Княжа»

Нам нужно думать о будущем и следовать не инициативам, поступающим извне, а диктовать свои правила. В Верховной Раде есть люди, которые хотят качественных изменений, но до них эти изменения надо донести и пояснить эффект. Сегодня нет никакого «голубого океана», рынок сужается. Даже на рынке ОСАГО началось сокращение полисов, и не только потому, что часть Украины неподконтрольна. За два месяца мы видим сокращение договоров на 13%, а это значит, что люди отказываются от покупки полиса. Другого выхода, чем концентрироваться на сервисе и борьбе за своего клиента, нет. Мы должны выходить с четким сообщением, что страхование – это защита. Именно этот аргумент двигал рынок в 30‑е годы в США, когда страховщики давали защиту гражданам и инвестировали деньги в экономику. Что касается иностранных вливаний, инвесторы готовы вкладывать деньги в нашу страну, но после банкротства ряда банков они хотят понимать, куда мы положим эти деньги.

Ростислав Борисенко, зампредседателя правления СК «ТАС»

По поводу эффективности лоббирования интересов рынка, оно зависит от нас, участников рынка. Мы сами часто не можем договориться по простым вопросам, не говоря уже о договоренностях в плане принятия поправок к закону. И в этом случае на рынке кто‑то должен взять на себя просветительскую и объединительную функции. Один голос – это хорошо, но когда 10 голосов говорят одно и то же, это более эффективно.

гончаренко  Алена Гончаренко, директор по маркетингу и PR СК «Альфа Страхование»

Спорить по поводу того, сколько именно лет украинскому рынку страхования, думаю, не столь важно. Красивая дата – 25 лет, так почему бы нам не отметить юбилей. Однако самому отечественному рынку еще расти и расти. Если говорить о чистых премиях всех non‑life страховщиков в год, то это около €700 млн., тогда как многие европейские компании привлекают миллиарды евро страховых платежей, что больше годового объема всего украинского рынка в разы. Чтобы достичь таких объемов, потребуется много факторов – от создания экономических условий до элементарного роста страховой культуры, понимания самой сути страхования, которую мы планируем донести в каждый дом через наших агентов. Со стороны самих СК очень важно определиться, какую стратегию сейчас выбрать – идти классическим или инновационным путем, уходить в диджитализацию или делать акцент на живом контакте со страхователями. Это дилемма современного страхового рынка, и она требует разумного решения.

Надежда Пыж, первый заместитель директора по страхованию и развитию СО «Ильичевское»

В 2015 году мы наблюдали определенные изменения: рынок начал активно участвовать в обсуждении и разработке законодательных актов. Показательным может быть пример работы президиума Моторного бюро, который не только участвовал в подготовке законопроекта по ОСАГО, но и вел многочисленные переговоры с профильным комитетом, разъяснительную работу для страхователей по вопросам имплементации прямого урегулирования, электронного полиса и тому подобное. В то же время была проведена реформа управления Бюро, а это говорит о том, что настало время полноценной демократической работы. Руководители страховых компаний готовы лоббировать свои интересы. Очень хотелось бы, чтобы в такое время компании не растеряли тот оптимизм, который стал появляться. Кроме того, крайне важно объединение усилий профессиональных объединений – ЛСОУ и УФС. Ведь нам вместе отстаивать интересы и компаний, и страхователя.

Руслан Васютин, предправления СК «Юпитер VIG»

Я не уверен в эффективности лоббирования интересов страховщиков в отсутствие технократов в правительстве. Кроме того, у нас нет четкой технологии, «бизнес‑процесса» лоббирования; непонятно, кто и что делает и за что отвечает. Еще проблема – отсутствие четкой позиции у страховых компаний: часто они не за и не против изменений, у них просто нет сформулированной позиции. Наконец, качественному лоббированию мешает множество личных задач руководителей, не связанных напрямую с интересами компаний – ярко проявляющийся человеческий фактор, так сказать. В моем понимании компании принципиально неинтересны изменения в законодательстве как самоцель. Компаниям интересна прибыль. А законодательство либо что‑то другое – это различные инструменты обеспечения прибыли. Акционерам, особенно зарубежным, интересна, по сути, бизнес‑среда в Украине как целое и желательно благоприятное. Детали – это уже профессиональная забота менеджмента. Впрочем, в качественном лоббировании чаще всего непосредственно участвуют и акционеры.

Нина Гузей, предправления СК Aegon Life Ukraine

Рынок страхования в целом сейчас находится в стадии внутренней тишины. Местечковость побеждает, мы не хотим думать стратегически. Хотя именно мы – законодатели моды на этом рынке. 10 лет назад мы более активно продвигали свой рынок и в глазах государства, и в глазах потребителя. Сейчас мы обмельчали. Не стоит рассчитывать на регулятора, депутатов. Мы должны заложить какой‑то фундамент в последующие 25 лет, даже если лично себя в этом будущем мы уже не видим.

третьякова1  Галина Третьякова, генеральный директор УФС

У лоббирования как бизнес‑процесса должна быть конечная цель. Чего мы хотим? Мы намерены вернуть доверие к страховому рынку. Следствием возрождения доверия станет рост эффективного, клиентоориентированного бизнеса, рост доли страхования в ВВП. Давайте рассмотрим некоторые проблемные вопросы лоббирования через призму логических операций И/ИЛИ*:

  1. Эволюция И/ИЛИ репликация? Человек рождает себе подобного с таким же набором генов – это репликация, изменение генотипа под воздействием внешних факторов – это эволюция. В лоббировании нам тоже нужно научиться отказываться от механизмов, которые работали раньше, но сегодня не эффективны.
  1. Институты гражданского общества И/ИЛИ страховщики? Раньше крупные страховщики могли при помощи финансов пролоббировать для себя определенные решения. Но сегодня лоббирование без институтов гражданского общества невозможно. Ведь услышать всех участников рынка в Кабмине невозможно. Потому придуманы некие социальные лифты, которые обобщают интересы отдельных рынков и продвигают их наверх. Раньше это была ассоциация EBA и Американская торговая палата, сегодня это «Реанимационный пакет реформ», «Нова країна», «Украина-ЕС».
  2. Страх И/ИЛИ смелость? Раньше даже говорить о лоббировании многие боялись. Но чтобы быть услышанными, надо выбирать смелость, жестче заявлять свою позицию. Бизнес боится сам высказывать свои позиции, опасаясь санкций, потому существуют гражданские инициативы, но мы должны передавать им эту смелость.
  3. Имущество И/ИЛИ личные виды страхования? Невозможно лоббировать все или точечно менять законодательство. Часто говорят, что если не получается стратегия – идите тактическими методами. Но идя тактическими путем, никогда не создашь стратегию и будешь идти неизвестно куда. Во всем мире 70% дохода страхового рынка обеспечивают личные виды страхования, у нас – только 20%. Но наше будущее не в железе и кирпичах, а в здоровье и жизни. Надо защищать человека и давать ему средства к существованию. Уже сегодня автопроизводители берут на себя функции возмещения ущерба жизни и здоровью потерпевших, ОСАГО скоро утратит свою значимость. Наше будущее – в жизни и здоровье, ответственности за жизнь и здоровье.
  1. Лоббирование И/ИЛИ адвокатирование? Лоббисты – это депутаты, которые продвигают интересы некоторых слоев населения (пациентов, пенсионеров и пр.). Для лоббирования необходимо готовить аналитику, проводить круглые столы, анализ международного опыта. Страховое общество на лоббирование денег не дает, потому мы занимаемся адвокатированием – представлением интересов населения. И наша сфера в этом смысле очень благодатная, потому что все наши вопросы имеют социальный эффект.
  2. Договоренность И/ИЛИ коммуникация? Мы выбираем коммуникацию, а не договоренность с отдельно взятым депутатом. Мы же делаем акцент на аналитике и на работе с парламентскими фракциями. Чтобы увидеть эффект от одного действия, надо посмотреть на картину в целом.
  3. Бизнес И/ИЛИ лоббирование? Руководитель компании всегда стоит перед выбором – тратить ли время на политические, социальные проекты, которые не несут непосредственную выгоду бизнесу. Любые ассоциации эффективны только тогда, когда существует обратная связь от ее участников. Она осуществляется через систему корпоративного управления в ассоциации. Мы очень бережно относимся к предложениям, которые высказываются каждым нашим членом.

* Логическая операция – это действие, в результате которого появляется новое понятие.

Как менялся потребитель?

Ябоновский  Дмитрий Яблоновский, директор департамента финансовых исследований и потребительского опыта GfK Ukraine – о потребительских настроениях

Индекс потребительских настроений свидетельствует о большем количестве пессимистично настроенного населения. И такой тренд наблюдается с начала 2015 года, что влияет на настроения делать покупки, на уверенность в будущем. Также вырос процент людей, вынужденных экономить на питании (около 20%), ну а средний класс (37% населения) обеднел и пополнился людьми из более благополучных слоев населения. В ценностном смысле после Революции достоинства вырос процент гедонистов и целеустремленных людей, которые много хотят от жизни, но при этом и высока степень их вовлеченности в социальную жизнь. Для этих людей также характерно думать о будущем, и они являются привлекательной аудиторией для сегмента финансовых услуг.

Источник: исследование GFK Ukraine, регулярное исследование рынка страховых услуг для физических лиц

Блиц-опрос

Сколько лет страховому рынку?

7  Александр Филонюк, президент ЛСОУ

Периодом создания страхового рынка независимой Украины стало начало 90‑х годов. Так, 16 октября 1991 года Кабинет Министров Украины принял Постановление «О создании Украинской государственной страховой коммерческой организации». С этого времени и начался отсчет развития страхования в Украине. Первые страховые компании, равно как и объединение страховщиков Лига страховых организаций Украины, были созданы в 1991–1993 году. Основу правильного законодательного регулирования положило принятие 10 мая 1993 года Декрета «О страховании», а до этого, 17 сентября, был создан Комитет по надзору за страховой деятельностью. Так что я считаю, что официально можно вести отсчет от начала независимости и считать, что украинскому страховому рынку – 25 лет.

84  Руслан Васютин, предсе­датель правления СК «Юпитер VIG»

Я считаю, что украинский страховой рынок появился тогда, когда появились первые украинские страховые компании, помимо Укргосстраха, а это 1989 год. Поэтому, на мой взгляд, рынку более 25 лет. Поскольку 25‑летие мы не отмечали, это можно сделать и в этом году. Юбилей, как говорится, точно, с запасом)))

залетов1  Александр Залетов, член Нацком­финуслуг

С принятием в СССР Закона «О кооперации» начали создаваться первые страховые кооперативы, которые медленно, но уверенно отвоевывали клиентов Укргосстраха. Созданию рынка способствовал Декрет КМУ «О страховании», принятый 10 мая 1993 года, который также заложил основу создания уполномоченного органа – Укрстрахнадзора. Но острая рыночная борьба началась в 1999 году, когда две страховые компании судились с Кабмином о незаконности решения об ассистансе в отношении въезжающих в Украину иностранцев. Тогда у рынка появилось «человеческое» лицо. Так что дата возникновения украинского страхового рынка довольно спорна.

02  Надежда Пыж, первый замес­титель директора по страхо­ванию и развитию СО «Ильичевское»

Украинский страховой рынок появился как часть украинской экономики. Потому точкой отсчета нужно считать момент признания Украины независимым государством. Так что я считаю, что именно в этом году украинскому страхованию – 25 лет, юбилей!

85  Нина Гузей, предсе­датель правления СК Aegon Life Ukraine

Страховая традиция в Украине имеет историю более длительную, нежели 25 лет, равно как и история Украины как государства началась значительно раньше 1991 года. Поэтому, я думаю, украинский страховой рынок уже перешагнул 25‑летнюю веху. Хотя идею празднования независимости Украины и параллельного празднования 25‑летия страхового рынка нашего независимого государства я вполне принимаю, тем более что начало нового 25‑летнего периода может стать толчком для обновления и развития рынка в соответствии с мировыми стандартами. с таким же набором генов – это репликация, изменение генотипа под воздействием внешних факторов – это эволюция. В лоббировании нам тоже нужно научиться отказываться от механизмов, которые работали раньше, но сегодня неэффективны.

 

 

 

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: