Третий класс вторая четверть

1426057079_62126Мы спросили у практиков, как они оценивают уровень финансовой грамотности в стране и что считают важным предпринять для ее повышения. Оценка финграмотности экспертами колебалась от «ее нет» до «на уровне третьего класса». Ну а что касается мер, эксперты сошлись во мнении, что в первую очередь заниматься повышением финансовой грамотности должно государство, и начинать нужно с детей.

4 ВОПРОСА
1 Как вы оцениваете уровень финансовой грамотности в стране?
2. На каких этапах, на ваш взгляд, важно начинать формировать финансовую грамотность (садик, школа, вуз; карьера и начальная стадия накопления капитала; сформированный капитал)?
3. Как оцениваете роль финансового консультанта в повышении финансовой грамотности в Украине, насколько эта роль рознится по сравнению с развитыми финансовыми рынками?
4. Какие меры (на уровне вашей компании, лично вас, государства) вы считаете неотложными для повышения финансовой грамотности в стране?

Шевцова Н. Й.Надежда Шевцова,
директор по региональному развитию агентской сети
СК «ТАС»
1. На сегодняшний день уровень финансовой грамотности в стране, к сожалению, как и прежде, остается низким. И эта проблема не столько личностная, сколько государственного уровня.
2. Одних усилий финансовых консультантов мало, необходимо включать программы государственного масштаба, начиная формировать отношение к деньгам с детского сада и постепенно переходя на другие уровни по мере взросления человека. На протяжении жизни меняются цели и задачи, как и подход к деньгам. Сначала учимся откладывать, сберегать, а затем – инвестировать, приумножать. Для разных целей существуют разные финансовые инструменты. Сегодня люди либо боятся их использовать, либо начинают вкладывать в разные аферы, что так или иначе подрывает доверие к финансовым институтам в целом. И все это на базе тотальной финансовой безграмотности.
3. Роль консультанта в воспитании финансовой образованности населения Украины, безусловно, очень высока. Именно профессионала, который разбирается во всех инструментах накопления и инвестирования, в правильном финансовом планировании и индивидуальном подходе к каждому клиенту. Мы движемся в сторону Европы и стараемся перенимать опыт коллег за рубежом. Хотя рынок и законодательство у нас разные и, соответственно, услуги отличаются от европейских, в том числе и статус финансового консультанта. Тем не менее мы двигаемся в правильном направлении – поднятия имиджа нашей профессии. Благодаря возможностям нашего холдинга предоставляем услуги всего финансового сектора и качественно обслуживаем клиента. И это стало реальностью.
4. Я считаю, что первоначальные шаги мы уже делаем, проводя для деток школу финансовой грамотности «Будущий финансовый гений». Также наши консультанты проводят просветительские лекции в высших и средних учебных заведениях. Государству необходимо кардинально пересмотреть систему обуч­е­­-
ния в этом вопросе, поскольку сегодня преподают экономику предприятий, но не преподают управление собственными деньгами. Миссия консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту превратить мечты в цели!

Сергей ДорфманСергей Дорфман,                         коммерческий директор по индивидуальным продажам,
член правления СК Aegon Life Ukraine
1. Оцениваю как средний. Украинский рынок еще не открыт для всех финансовых продуктов, существующих в развитых странах. В Украине нет инвестиционной биржи и продуктов для частного инвестора. У многих граждан финансовая грамотность находится на уровне знаний о депозите и инвестирования в покупку дома. Так что я бы даже говорил не о финансовой грамотности, а о некой информированности, то есть о поверхностных финансовых знаниях. Хотя в сравнении с 6-7 летней давностью ситуация изменилась в лучшую сторону. Раньше люди вообще не понимали, что такое страхование жизни и зачем оно нужно. Сегодня они могут не разбираться в рисках и тарифах, но понимают суть и даже сравнивают опции разных компаний.
2. Финансовое воспитание должно начинаться в семье. Например, в США очень популярно воспитывать отношение к финансам у детей через так называемые «стипендии», или попросту карманные деньги, которые они получают за выполнение определенных обязанностей по дому. Например, составляется список дел, и ребенок знает, что за его выполнение он получит, допустим, $20. А когда родители дают ему эти деньги, то обсуждают, на что он их потратит и как. Также формирование финансовой грамотности должно быть в школе. Вообще, чем раньше начинать ее формировать, тем лучше будет для всех.
3. Финконсультант не должен формировать финграмотность у населения. Это функция государства, и любой человек должен обладать базовыми знаниями в этой сфере. Однако, учитывая, что в Украине финансовая грамотность населения низка, украинские финансовые консультанты берут на себя образовательную функцию в этом вопросе. При этом, давая знания консультантам относительно наших продуктов, мы стараемся им также дать общие финансовые знания, чтобы они могли свободно отвечать на вопросы клиентов. Но в целом функция финансовых консультантов на развитых рынках – это не обучение граждан азам финансовой грамотности, а выявление потребностей у клиентов и предложение решений под эти потребности.
4. Учитывая, что государство не может влиять на уровень финансовой грамотности взрослых (кроме информполитики), ему стоит сосредоточиться на формировании финграмотности у детей. В каждом учебном плане должны быть часы по финансовой грамотности. И заниматься этим нужно сейчас, поскольку повышение финграмотности – не быстрый процесс, и он займет не менее 10 лет, пока не подрастет новое поколение. И параллельно государству нужно развивать финансовые рынки.

 
IMG-20150901-WA0001Алена Гончаренко,
директор по маркетингу и PR СК «Альфа Страхование» (Украина)
1. Если кратко, то оставляет желать лучшего. До сих пор такому важному в жизни «предмету» не уделяется достойного внимания. Считаю, что финансовая грамотность не менее важна для формирования личности, как и развитие творческого потенциала, формирование социальных и духовных ценностей. В эпоху, когда «гугл знает все», в эфире слишком много советов и рекомендаций. Это однозначно повышает уровень общих знаний и полезно для тех, кто хочет учиться. При этом даже сейчас далеко не все работники финансовых компаний являются экспертами в данном вопросе.
2. Если подавать информацию в игровой форме, то можно начинать прямо с садика. И совмещать базовые основы финансовой грамотности с другими полезными знаниями, такими как бережное отношение к природным ресурсам, разумная экономия, ответственность. Это поможет сформировать правильное отношение к деньгам, природным ресурсам, позволит развить привычку планирования. Затем, по мере взросления, на правильную основу добавлять необходимые финансовые категории и инструменты, обязательно с практическими примерами использования. Кстати, такой подход уже давно применяется в Польше.
3. Есть давняя мечта, чтобы каждая семья имела своего личного финансового консультанта, который будет как семейный доктор, но только в сфере финансового здоровья и благополучия. И речь идет не об узкопрофильном специалисте (банкир, страховщик), который заинтересован в продаже именно «своей» услуги, а в полноценном финансовом анализе. Используя весь арсенал знаний, финансовый консультант ищет для клиента максимально выгодное решение. Он полностью разбирается в различных финансовых инструментах, знает методики сбора и анализа информации для изучения рынка клиента, при этом отличный коммуникатор. Как показали исследования рынка труда будущего десятилетия, именно такой широкопрофильный специалист будет входить в ТОП 10 наиболее востребованных и высокооплачиваемых профессий.
4. Мы уже стараемся развивать в компании категорию именно финансовых консультантов. Учим выявлять потребности клиентов, основываясь на глубинном изу­чении их бизнеса и возможных рисков, чтобы предлагать не очевидные, а необходимые страховые продукты. Особенно это важно при работе с корпоративным сегментом. На уровне страны планируем присоединиться к инициативе «Центра развития КСО» и журнала «МайбутнЄ» относительно повышения финансовой грамотности для студентов нефинансовых вузов. Считаем этот проект социально значимым и практически полезным.

 
РадкевичОлег Радкевич,
сотрудник 6 уровня ФКК «Родинні інвестиції»
1. Объективно. Ее нет.
2. Предпочтительно «с молоком матери»… Так, чтобы, когда дети вместе собирались и один из них начинал хвастаться тем, что его родители ему уже денежку копят, к примеру, ту, что при рождении выделяет государство, остальные бы отвечали: «Так это все так делают…» Но чтобы дети так отвечали, начинать надо с себя. Вспомните правила использования кислородной маски в самолетах: сначала маску надевает родитель, затем одевает на ребенка. С себя не начнем прямо сейчас – ничего не изменится.
3. Позитивно негативно. Изначально идея правильная, актуальная – развивать финансовую грамотность (которой людей никто не обучал) посредством массовой работы с населением финансовых консультантов. Но в последнее время четко обозначилось несколько проблемных моментов этого движения. Первое – полная инертность и безразличие государства. По сути самоустранение как в вопросах народно финансового образования, так и в вопросах пенсионной реформы и страховой медицины. Второе – отсутствие как необходимого количества самих консультантов для массового обслуживания населения, так и достаточного уровня их профессиональной подготовки, а порой откровенная безграмотность, причем не только финансовая. Страховые посредники, вырабатывая собственные подходы к ведению бизнеса, поскольку отсутствует государственная системная работа с отраслью, продают продукт двояко. Агентская система, на мой взгляд, не заточена под массовый рост и дуплицирование успешного опыта. В свою очередь, продажи через МЛМ вырождаются в двух направлениях. С одной стороны, это деление компаний вслед за распадом структур до уровня работы «на троих». С другой, двигаясь навстречу другой крайности, компания начинает приобретать признаки псевдомонополиста. Она наращивает саму сеть, при этом забывая по дороге об идеологии, с которой пришла на рынок. В итоге дуплицируемые такой компанией в арифметической прогрессии сотрудники не знают не то что о потребностях клиента, но и о ценности самого продукта лайфа, а полис для них всего лишь «билет в бизнес». Билет оказывается в одну сторону – большая часть «отваливается», так и не «пощупав» обещанных благ бизнеса. Ну а оставшиеся «успешные» демонстрируют полное отсутствие понимания сути бизнеса, а последующие оплаты стремятся к нулю. И третье зло – невежество и алчность тех «финансовых консультантов», которые позабыли об этике бизнеса. Что делать? Остановиться и подумать. Если, к примеру, банковская система, хоть и далекая от совершенства, но при этом является «локомотивом» многих новых технологий в экономике (чего одна украинская система межбанковских электронных расчетов стоит, SWIFT тут делать нечего), то институт посредников лайфового рынка и не лицензирован, и несертифицирован, и о технологичности тут говорить не приходится. Нужен серьезный системный контроль государства, программы по стимулированию отрасли.
4. Что могу сам, уже давно и так делаю – учусь. За наше государство не в ответе. Какая там политика в области культуры финансовой грамотности населения, когда национальной идеи в стране не было и нет? Строительство ж дома с проекта и фундамента начинается. Если есть понимание причины проблемы, способов и инструментария решения, а также ответственный за реализацию – все проблемы решатся.

ANA_3007_

Татьяна Рыжова,
генеральный директор АСК «ИНГО Украина ЖИЗНЬ»
1. Уровень финансовой грамотности в Украине можно оценить как достаточно невысокий. К сожалению, пока в Украине нет комплексной программы, повышающей уровень финансовой грамотности населения с использованием всех доступных каналов коммуникаций.
2. Финансовую грамотность населения необходимо формировать на всех этапах, начиная с раннего детства. На каждом этапе должны использоваться свои методы обучения.
3. По аналогии с медицинской помощью (семейный доктор) либо юридической консультацией (юрист, адвокат) граждане Украины нуждаются в финансовом консультировании: как лучше сохранить и приумножить свои сбережения в долгосрочной перспективе, получить страховую защиту. В Украине роль финансового консультанта только на этапе становления.
4. Для внедрения и повышения финансовой грамотности населения в Украине необходимо соблюдение многих факторов:
1) Обеспечение политической и экономической стабильности в стране.
2) Внедрение лучших мировых практик государственного надзора за финансовыми учреждениями.
3) Постоянное информирование населения:
• О необходимости сохранения части полученного дохода в долгосрочной перспективе;
• о необходимости инвестирования сбережений с целью максимальной их защиты и приумножения;
• о возможностях финансовых учреждений по защите и приумножению средств населения и их продуктах;
• о возможности использования налогового кредита для физических лиц, имеющих программы долгосрочного страхования жизни;
• о возможности получения страховой защиты в программах долгосрочного страхования жизни.

 
чередниченкоАлександр Чередниченко, 
директор «АссисТАС Консалтинг»
1. Как показывает наш опыт, финансовая грамотность в Украине находится на достаточно низком уровне. Если сравнивать с 12 летней школьной программой, то это третий класс – читать и писать уже умеем, но к серьезным предметам пока еще не добрались. И дело здесь не только в самой грамотности, но и в отсутствии многих финансовых инструментов, в первую очередь связанных с фондовым рынком. Казалось бы, с депозитными и кредитными продуктами банков знакомы многие, но не все так однозначно, грамотно ими пользуются далеко не все. Если говорить о накопительных программах со страховой защитой, то здесь просвещенность населения близка к нулю – слышали многие, а разобрались единицы…
2. Если говорить о целенаправленной работе с ребенком, то делать это нужно с 1 4 класса школы, когда он умеет читать и писать, может самостоятельно тратить деньги, пользоваться банковскими карточками. До этого общие понятия финансовой грамотности можно доносить через сказки или простые игры. Наверное, многие читали басню Крылова про муравья и стрекозу, будучи еще в садике, это и есть формирование правильного отношения к деньгам и другим ресурсам.
3. Роль финансового консультанта в повышении финансовой грамотности сложно переоценить, это касается и Украины, и стран с более развитыми финансовыми рынками. Можно посещать семинары, тренинги, играть в финансовые игры, но при этом не пользоваться финансовыми продуктами, т.е. быть теоретиком. Финансовый консультант предлагает конкретные финансовые продукты, наличие которых и определяет финансовую грамотность. Поэтому роль финансовых консультантов и в Украине, и в других странах схожа, разница – в уровне подготовки и ассортименте услуг.
4. Мы создали в Виннице детский клуб финансовой грамотности CHILD CENTRE, в котором дети в активной игровой форме получают начальные финансовые знания. Также особое внимание уделяется финансовой и физической безопасности. Это наш реальный вклад в развитие финансовой грамотности в стране на уровне подготовки детей. Ну а со взрослыми в рамках профессиональной деятельности ведется ежедневная кропотливая работа.

 
Malik_0124Дмитрий Малик,
директор ООО «ОВБ Алфинанц Украина»
1. Финансовая грамотность в стране находится на достаточно низком уровне. Свидетельство тому – активное развитие различных финансовых пирамид и потребительского кредитования, в которых размер процентной ставки доходит до 100% годовых. Многие затрудняются назвать, какие еще финансовые инструменты, кроме банковских депозитов, существуют на финансовом рынке.
2. Чем раньше начинать формировать финансовую грамотность, тем лучше. Это позволит более подготовленно и осознанно подойти к тому моменту, когда тема финансов обретет свою актуальность для конкретного человека.
3. Роль финансового консультанта является крайне важной для повышения финансовой грамотности в Украине. По сути дела, опытные и качественно работающие финансовые консультанты являются одними из немногих проводников финансовой грамотности в стране. Роль финансового консультанта в Украине и на развитых финансовых рынках отличается. На финансово развитых рынках нет необходимости объяснять, почему по финансовым вопросам необходимо обращаться к финансовому консультанту. Наличие широкого набора финансовых инструментов на рынке, а также имеющиеся у клиента страховые и финансовые продукты обуславливают необходимость проведения финансовым консультантом анализа существующих у клиента продуктов, их оптимизации, сопоставления с финансовыми целями и желаниями человека, а также восполнения пробелов в его финансовой защите. В Украине в 99% случаев все приходится начинать с чистого листа – от преодоления недоверия и объяснения, почему финансовые вопросы необходимо обсуждать с профессионалом, до проведения финансового анализа и подготовки индивидуального плана достижения финансовых целей клиента.
4. Для повышения финансовой грамотности в стране необходим комплекс мер – от введения курса финансовой грамотности в систему обучения, регулярной информации в средствах массовой информации до создания условий развития финансового рынка и его участников с помощью необходимых реформ и законов. Принятие нового закона «О страховании», закона о запрете финансовых пирамид, переход от солидарной к накопительной системе пенсионного обеспечения, а также внесение в Налоговый кодекс изменений, предусматривающих налоговые льготы, будут способствовать развитию финансового рынка и его участников и, как результат, повышению финансовой грамотности в стране.

 
хмарскийОлег Хмарский,                                   управляющий партнер консалтинг тренинг центра  «LIFE Тренинг», руководитель Школы Бизнеса «PROlife»
1. Если говорить о сегодняшнем уровне финансовой грамотности населения Украины, то он, безусловно, ниже, чем в развитых странах. Но все когда то с чего то начиналось. Все страны проходили этот путь. В чем феномен Украины? В том, что этот путь мы должны не пройти, а пробежать. Таково сегодня требование времени для нашей страны. Само время увеличивает скорость понимания людьми того, что ответственность за финансовую безопасность их семей лежит только на них. Я бы сказал, что уровень финансовой грамотности в Украине даже выше того, на котором он должен быть согласно ее биологическому возрасту.
2. Необходимо начинать формирование финансовой грамотности у людей еще в детском возрасте. Как здесь не вспомнить бессмертные слова Генри Форда: «Детей необходимо учить не сохранять деньги, а правильно распоряжаться ими». Придет время, и традиции финансовой культуры будут передаваться из поколения в поколение. Сегодня сама сложность положения в Украине форсирует формирование финансовой культуры у населения. Все в жизни идет по плану. Вот так и получается. Кто то спланировал себе надежную финансовую защиту и будущее. А кто то на автоматическом планировании пришел к нищете.
3. Теперь о нас, о финансовых консультантах. Думаю, что переоценить значение этой профессии сейчас в Украине просто невозможно. Как бы вы отнеслись к предложению быть в начале бизнеса, например, мобильной связи в 2000 году, зная, что будет с этим сегментом рынка в 2015 м? Конечно бы, не отказались. Хотя на тот момент мнений по этому поводу было очень много. Профессия финансового консультанта выходит в Украине на лидирующие позиции по востребованности, ну а по оплате вы прекрасно знаете, что в мире она одна из самых высокооплачиваемых.
4. По сути, все финансовые консультанты решают сейчас государственную задачу. Никогда ранее мы не слышали столько комментариев от высокопоставленных лиц государства о необходимости для граждан самостоятельно накапливать деньги и решать вопросы финансовой защиты. Десятки консультационных компаний в Украине ведут свою деятельность по реализации своих бизнес интересов, которые сейчас как никогда совпадают с государственными целями. Значит, находимся мы, как принято говорить, «в нужное время в нужном месте», и никак не иначе. Понимая, что сейчас на рынке большая часть прибыли достанется профессионалам, КТЦ «LIFE Тренинг» открыл специальное направление – Школа Бизнеса «PROlife». Это школа для предпринимателей, где под руководством практиков профессионалов все желающие могут освоить профессию финансового консультанта.

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: