Полетаем?

Когда страховщики говорят об инновационных мобильных технологиях, дискуссии обычно ведутся вокруг смартфонов. Однако вскоре эти дискуссии будут включать такие технологии, как дроны, и их использование в процессе страхового урегулирования. «МайбутнЄ» побеседовал с украинским конструктором дронов Валерием Яковенко, который уже сотрудничает со страховщиками над разработкой совместных проектов

Валерий Яковенко

Валерий Яковенко

«МайбутнЄ»: Валерий, расскажите, почему тема дронов набирает такую популярность в мире?

Валерий Яковенко: Дроны дают нам возможность взглянуть на все под новым углом, оказаться там, где раньше это было невозможно, увидеть то, что никто никогда не видел. Если же говорить о промышленном применении, то это появление целой вереницы технологических решений, которые помогают усовершенствовать многие рабочие процессы предприятий. Помимо всего прочего дроны дают возможность каждому из нас воплотить в жизнь одно из самых сокровенных желаний — научиться летать. Конечно же, если мы говорим о летающих платформах.

Насколько эта технология развивается в Украине и где она применяется?

В Украине формирование рынка беспилотных технологий происходит сразу в нескольких сферах. Это добывающая промышленность, энергетика, сельское хозяйство, геодезия и топография, нефтегазовая промышленность, страхование и пр. В СМИ также можно найти очень большое количество упоминаний беспилотных технологий в контексте околовоенного применения. В 2014 году особенно активно дронами в своей работе начали пользоваться аграрии. Мы подсчитали, что более миллиона гектаров в Украине уже инспектируются с помощью беспилотных технологий. Другие направления чуть менее активны, но перспективность технологии оценивается специалистами очень высоко.

Проектируете ли вы дроны, и кто к вам обращается за их разработкой?

У нас уже есть ряд подобранных решений, которые удовлетворяют различные запросы бизнеса (это как мультироторные, так и самолетные платформы), и в зависимости от задачи мы предлагаем соответствующий сет-ап. Если говорить о разработках, проектировании, то мы стараемся не позиционировать себя как разработчики, а собираем решения из доступных на рынке комплектующих и отдаем предпочтение open-source софту. Компонентов существует большое множество, и практически все поступающие технические задания (в гражданской и коммерческой сферах) можно удовлетворить. Такой подход не только позволяет с легкостью кастомизировать, дополнять и улучшать отдельные платформы или компоненты, но и дает возможность существенной экономии бюджетов, что выгодно отличает наши сборки от зарубежных аналогов. Если проводить аналогию с компьютерными системами, то все, что мы делаем, очень похоже на сборку компьютеров с использованием в качестве операционной системы Линукс. Периодически мы сталкиваемся с нестандартными запросами, особенно это характерно для крупных холдингов, формируем и разрабатываем целые комплексы, опять­-таки — используя подход, который я упомянул выше.

Актуальна ли данная технология для страхового сектора в Украине и мире? И где именно она может применяться?

Безусловно, особенно когда речь идет об агростраховании или страховании крупных площадных промышленных объектов. Сотрудник страховой компании может проводить визуальную оценку объектов страхования перед заключением договоров, при этом объем получаемых данных с помощью беспилотных платформ может значительно увеличить зону действия сотрудников и количество осматриваемых площадей. Осмотр с воздуха может проводиться для оценки и фиксации результатов страховых случаев. Особенно важными моментами являются возможность выполнить эти работы в максимально сжатые сроки, где точность получаемых данных сравнима с наземными топографическими работами, а также возможность выполнения работ, когда физическое присутствие человека в зоне катастрофы может представлять непосредственную угрозу его жизни или здоровью.

Последствия стихийных бедствий, пожары, ущерб землям сельхозназначения, промышленные катастрофы — во всех этих случаях могут использоваться дроны. Они применяются как для того, чтобы получить понимание масштабов ситуации прямо в поле, транслируя изображения и данные с дрона на наземную станцию, планшет сотрудника или напрямую в офис компании, так и для проведения точных измерительных работ. Дроны помогают анализировать масштабы повреждений до сантиметров. Они могут помочь и в рассмотрении бытовых исков, например, в случае подачи заявлений на возмещение ущерба за повреждение градом или иными погодными явлениями крыш заданий. Все повреждения во время урегулирования могут быть зафиксированы с воздуха, и на основании этих данных составляется детальное описание, которое прикрепляется к выплатным делам.

В мире уже есть крупные страховые компании, которые запрашивают у регуляторов официальные разрешения относительно использования беспилотных платформ. Например, три американские компании — Erie Insurance, State Farm и USAA — запросили у Федерального управления гражданской авиации США право использовать дроны для снижения рисков своих сотрудников во время работы в зонах чрезвычайных ситуаций. При этом USAA уже заключила партнерские отношения с компанией Precision Hawk, которая развивает проекты беспилотных технологий на рынке США, для проведения совместных работ.

Сотрудничаете ли вы с украинскими страховщиками и в чем суть этого сотрудничества? Были ли пилотные проекты?

В прошлом году мы инициировали пилотные проекты с несколькими компаниями и организациями. Основная цель этого сотрудничества — определить эффективность интеграции беспилотных технологий в существующие бизнес­процессы, ведь наша основная задача не просто «включить» технологии в работу компаний, но и сделать это эффективным решением для менеджмента с выраженным финансовым результатом.

В результате пилотных проектов определены следующие направления использования беспилотных технологий в украинском страховании:

  • Оперативный мониторинг сельскохозяйственных культур в процессах урегулирования рисков, идентификация проблемных участков с высокой точностью и GPS­привязкой.
  • Оценка и подсчет зон затопления при стихийных бедствиях, а также оценка потерь от природных явлений.
  • Оценка и инвентаризация строений и имущества.
  • Мониторинг и оценка загрязнений.

Каждое из этих направлений представляет большой интерес для специалистов страховых компаний.

Какие вы видите перспективы для развития такой мобильной технологии, как дрон, в системе страхового урегулирования?

В этом направлении я бы рассматривал несколько уровней развития и интеграции в зависимости от типов используемых платформ, получаемых данных и сложности эксплуатации оборудования, а также непосредственного участия страховой компании в процессах использования дронов.

Дроны — не более чем один из методов сбора геопространственных данных. Их преимущества очевидны, так как они могут быть применены там, где отсутствует возможность использовать малую авиацию. Дроны могут использоваться тогда, когда с помощью спутников визуальные данные зафиксировать невозможно. Точность получаемых данных сравнима с топографической съемкой, а детализация обработанных данных позволяет достигать 1 см на пиксель. При этом нельзя рассматривать беспилотные платформы как замену классическим методам в страховом бизнесе. Дроны не могут полностью заменить присутствие экспертов, это инструмент, позволяющий максимально увеличить эффективность сотрудников.

JANИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

Сколько стоит разработка дрона?

Существуют различные платформы для выполнения различных задач. Их стоимость может варьироваться от $600 до нескольких десятков тысяч долларов, в зависимости от выбранного подвесного оборудования, установленных сенсоров и требуемых технических характеристик. На данный момент наиболее популярными среди украинских компаний являются комплекты мультироторных платформ стоимостью до $3 тыс. за комплект. Помимо самого беспилотника, в комплект включены сенсоры, несколько сменных наборов батарей, дополнительные электронные компоненты и модули, «черные ящики» и т.д. — все, что необходимо для беспрерывной работы в течение дня. Среди самолетных платформ наиболее популярными решениями являются комплекты стоимостью от $6 до $8 тыс., укомплектованные в соответствии с техническими задачами. Помимо покупки оборудования, обычно востребовано обучение персонала, послепродажное обслуживание, техническое сопровождение.

Какими уникальными функциями может быть оснащен дрон?

Обязательная функция — автономная навигация и возможность выполнения автоматически полетных заданий. Дополнительный функционал зависит от требуемых задач: это может быть как съемка в визуальных спектрах, так и мультиспектральные исследования, термальное инспектирование. Существует также возможность установки газоанализаторов, радиодозиметров, различного типа сканнеров. Рынок подвесного оборудования сейчас развивается быстрее самих беспилотных платформ, поэтому функционал расширяется каждую неделю.

Сколько времени занимает изготовление дрона — от чертежа до готового девайса?

Это зависит от сложности проекта и качества технического задания. Если это кастомизация существующих профессиональных решений, то от нескольких дней до нескольких недель. Если это сборка сложных платформ, но по типовым задачам — около одного месяца. Если же речь идет о кардинально новой платформе и нетипичном проекте, то мы закладываем срок от трех месяцев.

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: